You are viewing ortodoxportugal

 
 
24 August 2010 @ 01:43 pm
О некоторых препятствиях к литургическому возрождению  



Насколько сегодня в нашей Церкви верные участвуют в совершении Литургии? Допущены ли они вообще к активному участию в ней? Это не праздный вопрос. От ответа не него зависит, возможно ли сегодня подлинное церковное возрождение.

Литургия в евхаристическом собрании - едина, цельна, неразрывна. Это предполагается всем строем и всем содержанием евхаристического богослужения. Оно совершается всей общиной, всеми верными во главе с предстоятелем. Поэтому, нельзя не считать литургическим искажением общераспространённую практику, когда совершается одновременно две разных молитвы - молитва клириков в алтаре и (одновременно с ней!) молитва верных под руководством клироса. По сути, происходит одновременно два разных богослужения!

Для недопущения верных к слышанию евхаристической молитвы искуственно растянуты клиросные песнопения. Это создаёт "звуковую завесу": народ при таком порядке (или беспорядке?) слышит лишь пение клироса и не слышит молитвы своего предстоятеля. Другая завеса, разделяющая верных в алтаре и верных в храме - визуальная: глухой иконостас и особенно - закрытые царские врата и задёрнутая катапитасма. Народ оказывается допущен лишь к отдельным несвязным обрывкам Евхаристического канона. Причастники, таким образом, НЕ УЧАСТВУЮТ в евхаристической молитве - главной молитве Церкви.

Совершенно очевидно: закрывать врата во время Литургии значит отлучать верных от церковной молитвы, от таинства Церкви - от Евхаристии. То есть - от вечной жизни, от Христа!

Евхаристия - сердце церковной жизни. Подлинное церковное возрождение невозможно без возрождения евхаристического. А оно, в свою очередь, предполагает активное и полное участие ВСЕХ верных в Литургии - не только в причащении, но и в самой евхаристической молитве. Верные должны внимать каждому её слову, ум и сердце ВСЕХ должны быть заняты только её словами, и никакими другими. Предстоятель молится не от себя, но от лица ВСЕХ верных, он - "уста церкви", и ВСЕ верные подтверждают его молитву общим "аминь". А как говорить "аминь", если не слышали слов молитвы? Когда молились совсем другой молитвой?

Некоторые позднесредневековые обычаи - закрытие царских врат в самые важные моменты богослужения, задёргивание завесы, "глушение" клиросом евхаристической молитвы - разделили верных. Но ведь Литургия, если она не совершается "единым сердцем и едиными устами", перестаёт быть литургией, общим делом. Просто потому, что в таком случае она не объединяет верных в единую евхаристическую общину, а разделяет их.

 
 
 
( 51 comments — Leave a comment )
tozhe_kottozhe_kot on August 24th, 2010 01:04 pm (UTC)
а никто "аминь" и не говорит :(
игумен Арсенийortodoxportugal on August 24th, 2010 01:08 pm (UTC)
У нас говорят :)
Это согласно чинопоследованию и всему строю и духу евхаристического богослужения.
(no subject) - tozhe_kot on August 24th, 2010 01:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ortodoxportugal on August 24th, 2010 01:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - tozhe_kot on August 24th, 2010 01:15 pm (UTC) (Expand)
curiosus002curiosus002 on August 24th, 2010 01:06 pm (UTC)
Большинство духовенства от этого никогда не откажется, прежде всего из соображений удобства. За глухим иконостасом и задернутой завесой можно позволить себе несколько расслабиться.
игумен Арсенийortodoxportugal on August 24th, 2010 01:12 pm (UTC)
А те, кто по другую сторону завесы? Им-то что делать?
Отстранение верных от евхаристической молитвы, произошедшее в позднее средневековье (и отстранение от понимания Писания) - начало общего церковного кризиса, закончившегося массовым расцерковлением.
(no subject) - curiosus002 on August 24th, 2010 01:25 pm (UTC) (Expand)
Евгений Д.edfridrih on August 24th, 2010 01:29 pm (UTC)
Подписываюсь под каждым словом.

У меня одно из самых ярких воспоминаний - это общенародное пение евхаристического канона.

Отче, скажите пожалуйста, а можно ли мирянину во время служения литургии в том виде в котором оно сейчас происходит про себя вспоминать те молитвы которые читаются в это время в алтаре?
игумен Арсенийortodoxportugal on August 24th, 2010 01:41 pm (UTC)
Представляете, какой труд! Клирос не унять, он своё поёт, надо делать усилие его не слушать. Предстоятеля не слышно, надо лишь догадываться, какие именно слова он сейчас произносит. Не проще ли служить без накладок? То есть, подождать предстоятелю, пока клирос допоёт и лишь затем вступать? (Чтоб не одновременно).
(no subject) - odziy on August 24th, 2010 04:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ortodoxportugal on August 24th, 2010 10:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ortodoxportugal on August 26th, 2010 12:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - versus_populum on August 26th, 2010 07:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - ortodoxportugal on August 26th, 2010 12:25 pm (UTC) (Expand)
свящ. Федор Людоговскийludenhoff on August 24th, 2010 01:30 pm (UTC)
Вот я тут примерно про то же самое в Татьянином дне пишу: http://www.taday.ru/text/584283.html
игумен Арсенийortodoxportugal on August 24th, 2010 01:38 pm (UTC)
С неизменным любопытством читаю Ваши - очень здравые! - статьи по литургике.
(no subject) - ludenhoff on August 24th, 2010 02:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ortodoxportugal on August 24th, 2010 02:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ludenhoff on August 24th, 2010 07:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ortodoxportugal on August 24th, 2010 10:04 pm (UTC) (Expand)
О Жураковском. - versus_populum on August 26th, 2010 01:14 pm (UTC) (Expand)
Татьянаsimply_tatiana on August 24th, 2010 03:35 pm (UTC)
Ох, отче, на больное место наступаете... Все совершенно верно, что Вы говорите.
игумен Арсенийortodoxportugal on August 24th, 2010 10:00 pm (UTC)
Лучше "наступать" на это самое "больное место", чем не наступать.
(no subject) - simply_tatiana on August 24th, 2010 10:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ortodoxportugal on August 24th, 2010 11:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - simply_tatiana on August 24th, 2010 11:08 pm (UTC) (Expand)
Одзийodziy on August 24th, 2010 04:37 pm (UTC)
Щас придёт батюшко Белодуров и объяснит Вам, что на афоне-патефоне служат с закрытыми царским вратами. И ваще "как оно до нас лежало, так и лежи во веки веком!" (с)
r.M.B.amg_broken_life on August 24th, 2010 05:50 pm (UTC)
ну, на Афоне по будням Евхаристический канон вообще читается ))) Еще не поймешь, чего лучше.
(no subject) - ortodoxportugal on August 24th, 2010 10:05 pm (UTC) (Expand)
Agathjaagathja on August 24th, 2010 05:23 pm (UTC)
В некоторых храмах священник читает евхаристические молитвы в микрофон, а клирос звучит эдаким иссоном. И очень замечательно получается. И бабушки (!) всё слушают и молятся со своим предстоятелем...
А вообще, наверно, скоро это войдёт в обиход церковный. немного еще подождать. Но могу свидетельствовать, что случаи громкого чтения молитв были и 20 лет назад, и больше.
свящ. Федор Людоговскийludenhoff on August 24th, 2010 07:46 pm (UTC)
Примерно так служит патриарх Кирилл. По крайней мере на Татьянин день я, исповедуя в притворе, слышал, как он читал молитвы. Хор при этом тоже пел.
(no subject) - ortodoxportugal on August 24th, 2010 09:58 pm (UTC) (Expand)
Николай Бреев: stenanbreev on August 25th, 2010 06:05 am (UTC)
Часто тоже задаю себе вопрос: откуда появились такие традиции? Отчего мы забываем, что Христос совершал Тайную Вечерю, сидя за одним столом с апостолами - простыми, неграмотными людьми? А теперь, вспоминая об этом событии, мы сами словно "отсаживаемся" от Христа? Теперь призыв "Приидите, приимите..." звучит издалека, из-за закрытых Врат - как если бы Христос во время Тайной Вечери взывал к ученикам из соседней комнаты.
А меж тем лишь встреча со Христом, и чувствуя близость Бога к человеку - как некогда апостолы сидели рядом с Ним - может изменить нас, воспламенить нашу душу.
Может потому мы столь пассивны и погрязли в бытовом традиционализме, что не чувствуем самое главное, зачем пришел Христос, - что Бог рядом с нами, ближе, чем вообще это можно представить...
игумен Арсенийortodoxportugal on August 25th, 2010 08:01 am (UTC)
Именно так.
(Anonymous) on August 25th, 2010 08:13 am (UTC)
С.В.
Написанно хорошо,на рахунок верных"То думаю что некакая музыка или песснопения незаглушат молитву верных или то будут закрыты, или-то открыты,верный недолжен концетрироватся на второстепенных деталях,как для меня, думаю в этом есть безрасудство.Токда надобно подумать как можно изменить что-то всебе,что б небыло таких искушений!
versus_populumversus_populum on August 26th, 2010 07:24 am (UTC)
А есть ещё одна завеса-
-спина предстоятеля. Когда Вы указываете рукой на Хлеб и говорите:"Примите,ядите....", Вы кому это показываете? Ангелам? Но у них вид сверху:).
Вслед за отменой Ц.В. должна следовать отмена чтения Благодарения спиной к собранию! Немыслимо чтобы Христос на Т.В. говорил "Примите" стоя спиной к Ученикам.
игумен Арсенийortodoxportugal on August 26th, 2010 10:39 am (UTC)
Re: А есть ещё одна завеса-
На самом деле, вся молитва (в которой цитируются эти евангельские слова Спасителя) обращена к Богу. Поэтому и совершается лицом к горнему месту. Совершать молитву лицом к людям было бы логически и духовно неверно.
Re: с.в - (Anonymous) on August 26th, 2010 10:46 am (UTC) (Expand)
Re: А есть ещё одна завеса- - versus_populum on August 26th, 2010 10:58 am (UTC) (Expand)
Re: А есть ещё одна завеса- - versus_populum on August 26th, 2010 11:14 am (UTC) (Expand)
Re: А есть ещё одна завеса- - versus_populum on August 26th, 2010 11:12 am (UTC) (Expand)
(Anonymous) on August 26th, 2010 09:45 am (UTC)
Подобные статьи очень опасны,для церкви.Лутше писать что-то плодотворное.Например;как помочь брату страдающему недугом,протянуть брату или систре руку помощьи и т.д
(Anonymous) on August 26th, 2010 09:48 am (UTC)
С.В.
Я подерживаю.
versus_populumversus_populum on August 26th, 2010 11:17 am (UTC)
Слова "Твоя от твоих" например разрывают цельность и искажают смысл евхаристической молитвы. Я их по возможности стараюсь опускать.
gkokhnogkokhno on September 4th, 2010 08:38 pm (UTC)
http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/2084/

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПРИХОДАХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ
Протоиерей Георгий Кохно

Данные краткие тезисы составлены клириком кафедрального собора святителя Николая в Вашингтоне протоиереем Георгием Кохно как комментарий к статье о.Андрея Кордочкина "Православие и католичество: взгляд из Испании", точнее, к размышлениям мадридского священника о таинствах. Автор и редакция данного сайта будут рады продолжить обсуждение.
Сорок лет назад в Свято-Николаевском Кафедральном Соборе Православной Церкви в Америке в городе Вашингтоне богослужение совершалось на церковнославянском языке и прихожане причащались один раз в год.
Сегодня каждое воскресенье совершаются две литургии (одна на английском и вторая на славянском), и все прихожане причащаются Святых Христовых Таин за каждой литургией. Храм полон за каждой литургией.

ПОКАЯННАЯ ПРАКТИКА
Все члены Церкви, находящиеся в добром состоянии (не отпавшие от единства с Церковью через совершение смертных грехов - идолопоклонства, убийства, супружеской измены и близких к ним), исповедуются регулярно. При этом исповедь не связана непосредственно с причастием.
Общий чин исповеди совершается каждую субботу после вечерни. Исповедь совершается также по договоренности со священником в любое время. Раз в год, во время Великого Поста исповедь обязательна для всех.

ПОДГОТОВКА К ПРИЧАСТИЮ
Св. Иоанн Златоуст говорит, что есть одна область, где священник не отличается от прочих верующих, - это Причастие, поэтому подготовка верного к Причастию должна быть не больше и не меньше подготовки священника.
"Псалмы и чтение Священного Писания приготовляют нас к великому освящению Святыми Тайнами", - учит св. Николай Кавасила. Сама литургия и участие в ней является главнейшей подготовкой к Причастию. Открытые царские врата, чтение молитв литургии вслух на понятном верным языке, общенародное пение создают условия для серьезнейшей полуторачасовой подготовки к освящению Святыми Тайнами.
Пост по средам и пятницам является достаточным для подготовки к Причастию. Дополнительного поста не требуется. Кроме того, субботний пост запрещен канонами Православной Церкви.
Молитвенная подготовка к Причащению включает регулярное чтение утренних и вечерних молитв, а также Последования ко Святому Причащению. Чтение дополнительных трех канонов не является обязательным.

ПЛОДЫ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ
Принятие Святых Таинств совершается для очищения души и прощения грехов. Таким образом, все "мелкие" ежедневные грехи прощаются через принятие "во оставление грехов" Святых Таин. Плоды Причащения - общение, кинония, единство в Духе Святом, полнота Царства. Плодами Причастия также являются вера непоколебимая, любовь нелицемерная, премудрость совершенная, здравие души и тела, .... воля исполнять заповеди (молитва благодарственная литургии Св. Василия).
Через причастие "наши тела становятся храмами Духа Святого со Христом, живущим в наших сердцах" (молитва перед Отче наш литургии св. Василия).
Дата публикации: 04.11.2009
игумен Арсенийortodoxportugal on September 4th, 2010 09:38 pm (UTC)
Спасибо, отче, за информацию.
священник Димитрий Карпенкоotez_dimitriy on September 5th, 2010 05:19 pm (UTC)
только сегодня обратил внимание на этот Ваш пост. Созвучно моим мыслям о литургии...

Отче, мы тут хотим напечатать книжки для прихожан с последованием литургии, на одной странице славянский текст, на другой русский перевод. Как Вы считаете, стоит ли помещать туда священнические молитвы? Я думаю, что стОит, т.к. это, пожалуй, единственная сегодня возможность донести до людей тАинственные молитвы литургии, которые священник читает от лица всех верных. Что скажете?
игумен Арсенийortodoxportugal on September 5th, 2010 08:59 pm (UTC)
Пожалуй, набрал бы их петитом с указанием, что это те молитвы, которые читает только предстоятель и что непредстоятель их читать не может.

Но почему единственный? Что мешает читать Анафору вслух, чтобы все верные слышали и могли сказать "аминь"?
(no subject) - otez_dimitriy on September 6th, 2010 05:26 am (UTC) (Expand)
( 51 comments — Leave a comment )